30 Май 2023 Просмотров: 205
Кто такой одаренный ребёнок?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
способности выше средних,
креативность,
включенность в задачу.Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».
Одаренность в школе
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
о выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности (даже легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талантливости взрослого человека. Следовательно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. Поэтому идентифицировать ребенка как одаренного либо как ординарного на раннем этапе означает искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя субъективные ожидания — как его самого, так и родителей.
Методика диагностики общей одаренности педагогом
Все личностные характеристики можно объединить в 3 группы:
• Интегративные личностные характеристики.
• Характеристики сферы умственного развития.
• Характеристики сферы личностного развития.
Каждая из этих характеристик имеет несколько параметров. Эти параметры оцениваются по пятибалльной шкале и заносятся в таблицу.
Оценки будут объективными, если будут поставлены не одним педагогом, а несколькими, работающими с детьми. Для этого каждый участники заполняет собственную таблицу. Затем подсчитываются средние показатели, которые потом отмечаются на графике.
Интегративные личностные характеристики оцениваются по направлениям:
• Любопытство – появляется в поиске новой информации, знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности.
• Сверхчувствительность к проблемам – проявляется в способности выявлять и ставить проблемы там, где другие ничего необычного не замечают.
• Способность к прогнозированию – способность представить результат до того, как проблема будет решена.
• Словарный запас – это не только большое количество слов, но и умение строить сложные синтаксические конструкции, придумывание новых слов.
• Способность к оценке – проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Характеристики сферы умственного развития
• Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи.
• Гибкость мышления – способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, далеким по содержанию, устанавливать между явлениями связи, находить альтернативные решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.
• Продуктивность – или «беглость» мышления рассматривается как способность генерировать большое число идей.
• Способность к анализу и синтезу – проявляется при решении логических задач и проблем.
• Классификация и категоризация – проявляется кроме специальных логических задач в самых разнообразных видах деятельности (стремление к коллекционированию, систематизации материалов).
• Высокая концентрация внимания – выражается в двух особенностях:
o высокая степень погруженности в задачу;
o возможность успешной настройки на восприятие информации даже при наличии помех.
• Память – хорошо развиты разные виды памяти. Но преимущество в творчестве имеет тот, кто быстрее способен извлечь из памяти нужную информацию, а не тот, у кого больше объем памяти.
Характеристики сферы личностного развития
1. Увлеченность содержанием задачи – деятельность эффективна, если она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию.
2. Перфекционизм – характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам.
3. Нонконформизм – степень самостоятельности и независимости проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения даже, если она противоречит мнению большинства и в стремлении действовать не традиционно.
4. Лидерство – умение легко общаться с другими людьми, чувствовать себя уверенно в окружении людей, проявлять инициативу и брать на себя ответственность.
5. Соревновательность – проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкуренцию.
6. Широта интересов – проявляется в стремлении заниматься самыми разными не похожими видами деятельности.
7. Юмор – способность обнаруживать несуразное, видеть смешное в самых разных ситуациях.
Оценив уровень развития каждой характеристики, мы получим нечто, вроде «портрета личностного потенциала ребенка».
Как подвести итоги
Условно одаренный ребенок получит по всем характеристикам высшие баллы, и на рисунке получится правильный многоугольник.
Реальный ребенок при объективной оценке даст неправильный многоугольник. Это индивидуальное сочетание уровней развития характеристик и дает тот неповторимый портрет личностного потенциала ребенка.
Теперь известны направления вашей дальнейшей педагогической работы – какие качества развиты хорошо, а какие требуют повышенного внимания.
Рекомендации
Как работать с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей?
В педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей.
Одна из них состоит в мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия.
Другая – чрезмерное вмешательство в формирование способностей.
Принцип, которого следует придерживаться в противовес указанным крайностям, состоит в том, чтобы найти правильный подход к такому ученику, основанный на его способностях.
Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности?
Дети с яркими проявлениями способностей к отдельным предметам и видам деятельности. В настоящее время проблема решается путем дифференциации и организации системы факультативов. Учителю необходимо осуществлять такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов, которые способствуют удовлетворению интересов, развитию дарований. Для таких учащихся должны создаваться условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего предмета, вида деятельности, способствуя формированию специализации. Однако не следует забывать, что гиперболизация одной способности и ее эксплуатации могут привести к отставания развития личности от опережающей это развитие единичной способности. Следует убедительно доказывать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает , имеют определенное отношение к его делу, без знания этих предметов его развитие будет односторонним.
- Сведения об образовательной организации
- Реквизиты школы
- ФГОС НОО и ООО 2021
- Дистанционное обучение
- Электронная приемная школы
- Безопасность
- Полезные ссылки
- Олимпиада
- Финансовая грамотность
- Наставничество педагогических работников
- Часто задаваемые вопросы
- Независимая оценка качества образовательной деятельности организации
- Школьный театр
- Школьный спортивный клуб